Допинг. Тёмная сторона спорта
А. Стусенко, УКП
Пожалуй, каждый из ныне существующих видов спорта страдает от наличия определенного процента людей, которые хотят добиться пресловутого "быстрее, выше, сильнее" не ценой длительного упорного труда, а за счет достижений фармакопеи. К сожалению, конный спорт – не исключение.
Проблемами допинга в классических видах конного спорта занимается FEI. Она уже не первый год с переменным успехом пытается проводить кампанию под названием "Чистый спорт". На специально созданном веб-сайте по адресу www.feicleansport.org тренеры, спортсмены и другие заинтересованные лица могут найти актуальные списки запрещенных веществ, антидопинговые правила, прошлые решения трибунала FEI, списки дисквалифицированных лошадей и всадников, а также другую полезную информацию.
Огласите весь список, пожалуйста
Существует два списка, которые должны стать "настольным чтивом" для каждого спортсмена: список запрещенных веществ и список контролируемых веществ. Запрещенные вещества, о чем и свидетельствует их название, вообще не должны использоваться для лошадей, поскольку, как правило, не применяются в ветеринарной медицине и не могут принести животному никакой пользы, окромя вреда, как говорится. В их числе анаболические стероиды (напр., станозолол, метандиенон, тестостерон у кобыл и меринов), многие диуретики (напр., торасемид, птерофен), стимуляторы (напр., адреналин, мезокарб, амфетамин, кокаин), гормоны (напр., дофамин, эритропоэтин, прогестерон у жеребцов и меринов), седативные средства и транквилизаторы (напр., лоразепам, фенобарбитал, резерпин), антикоагулянты (напр., варфарин, кумарин), некоторые анальгетики (напр., парацетамол, кодеин, трамадол).
Контролируемые вещества могут применяться при необходимости, но только не во время участия в соревнованиях. Сюда, к примеру, относятся такие известные наименования как фенилбутазон, бромгексин, карпрофен, салициловая кислота, кортизон, фуросемид, диазепам, ибупрофен и многие другие.
Следует оговориться, что не все из запрещенных и контролируемых веществ являются допингом в традиционном понимании, то есть не все из них способны искусственно повышать работоспособность лошади и давать ей и ее всаднику нечестное преимущество в условиях соревнований. Некоторые из этих веществ запрещены из соображений здоровья и благополучия лошади.
Виновен, пока не доказано обратное
По отношению к допингу FEI занимает позицию так называемой "нулевой толерантности". Любая лошадь, в чьей крови или моче обнаружили запрещенные вещества, лишается всех титулов, наград и призовых денег, заработанных на конкретном турнире, вне зависимости от того, умышленно ли применялся допинг или попал в организм четвероногого атлета из-за халатности, ошибки или саботажа. Однако всадник, а именно он обычно является ответчиком в делах о допинге, имеет право быть заслушанным перед трибуналом FEI. Если он сможет убедительно доказать, что запрещенные вещества оказались в организме лошади в итоге досадной случайности или, чем черт не шутит, злого умысла со стороны третьих лиц, то, по крайней мере, не понесет обычного наказания в виде весомой денежной пени и двухгодичной дисквалификации, или же наказание будет несколько смягчено.
Конечно, всегда лучше десятикратно проверять все, что скармливается, колется или втирается спортивной лошади, чем из-за недосмотра попасть в жернова допингового разбирательства. Таковое может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, в течение которых и всадник, и лошадь отстраняются от соревнований.
Плохо вымытая кормушка или ведро, после того как лошади в кашу добавляли лекарственные препараты, невнимательно изученный состав новой подкормки или охлаждающей мази для ног, перепутанные ведра для обитателей соседних денников либо даже вполне безобидные на первый взгляд вещи вроде шоколадной конфеты – всё это может подвести под трибунал. Нечто подобное случилось, например, с Изабель Верт. В 2012 году в крови ее коня Эль Санто был обнаружен циметидин, вещество, использующееся при лечении язв желудка. Изабель была отстранена от соревнований на полгода, но само расследование и судовая тяжба закончились только в марте 2014-го. Выяснилось, что циметидин по рекомендации ветеринара регулярно получал другой конь Изабель – легендарный Варум Нихт, стоящий в соседнем деннике с Эль Санто. Из-за такого близкого соседства и недостаточных мер предосторожности циметидин попал также в организм Эль Санто. Кроме уже "отбытого" срока дисквалификации, Изабель Верт пришлось также заплатить пеню в размере €2000 за допущенную халатность.
Прощайте, медали. Привет, трибунал…
Пожалуй, наиболее драматичными и губительными для имиджа того или иного вида спорта являются допинговые дела, в результате которых происходит перераспределение медалей на крупнейших и престижнейших соревнованиях, например на Олимпийских играх.
В Лондоне в 2012 году все пробы, взятые у лошадей и всадников, оказались отрицательными, но две предыдущие Олимпиады ознаменовались допинговыми скандалами. В 2004 году в Афинах команду Германии по конкуру лишили золотой медали, когда выяснилось, что Голдфевер, конь Людгера Бербаума, выступал, имея в крови бетаметазон, запрещенный кортикостероид. Людгер отрицал умышленное применение этого вещества, объясняя его присутствие в организме Голдфевера тем, что оно входило в состав мази, которой лошадь ранее лечили от раздражения кожи. На той же Олимпиаде у ирландского конкуриста Киана О'Коннора отобрали золотую медаль, выигранную в личном зачете, потому что в образце крови, взятом у его коня, Уотерфорд Кристала, обнаружили флюфеназин и зуклопентиксол, антипсихотики и нейролептики, применяющиеся исключительно в человеческий медицине для лечения шизофрении и психозов. Всадник сослался на то, что эти препараты ввел коню его ветеринар, чтобы успокоить животное перед курсом гидротерапии.
На Олимпиаде в Гонконге в 2008 году запрещенное вещество под названием капсаицин было найдено в крови четырех конкурных лошадей. Капсаицин, нанесенный на ноги лошади, вызывает гиперчувствительность. В итоге были дисквалифицированы всадники этих четырех лошадей: ирландец Дэнис Линч, бразилец Бернардо Альвес, немец Кристиан Альманн, а также норвежец Тони Хансен. Из-за дисквалификации Хансена Норвегия лишилась бронзовой медали, выигранной в командном зачете. На тех же Олимпийских играх команда США потеряла изначально завоеванное ими четвертое место в выездке, после того как в организме лошади по кличке Гармониз Митилус, выступавшей под седлом Кортни Кинг-Дай, обнаружили фелбинак, противовоспалительное средство.
Дик Френсис потирал бы руки
Следующий случай произошел не на Олимпиаде, но тоже сильно всколыхнул конноспортивную общественность. В троеборье существует так называемый турнир Большого шлема, включающий тройку самых престижных четырехзвездочных соревнований, Бадминтон, Берли и Кентукки, которые необходимо выиграть подряд. Это самый желанный трофей, своего рода "Тройная корона" троеборья, до сих пор выигранная лишь однажды. В 2013 году молодой и подающий огромные надежды новозеландский троеборец Джонатан "Джок" Пэджет взял штурмом Бадминтон, а позже и Берли, имея также все шансы победить в Кентукки в конце апреля 2014, что могло сделать его вторым в истории обладателем Большого шлема. Но гром грянул, когда после победы в Берли конь Джока Пэджета по кличке Клифтон Промис провалил тест на допинг. В его крови был обнаружен резерпин. Это седативное средство, в прошлом использовавшееся для лечения психических заболеваний у людей, но из-за множества побочных эффектов практически вышедшее из употребления. Во многих странах оно запрещено или не производится, в том числе и в Англии, где постоянно проживает и тренируется Пэджет. Интрига сгустилась, когда на тех же соревнованиях резерпин обнаружили в пробе крови еще одного коня, Клифтон Пино, выступавшего под седлом австралийского всадника Кевина Макнаба. Клифтон Промис и Клифтон Пино были рождены в одном конном заводе и принадлежат одной владелице, а Кевин Макнаб в прошлом был тренером Джока Пэджета. Однако при этом лошади находятся на разных конюшнях, и случайный "обмен" резерпином между ними в обычной обстановке исключается.
Джок Пэджет отрицает намеренное применение запрещенного вещества и даже нанял команду ученых, чтобы те проверили все правдоподобные пути, какими не продающийся в Англии резерпин мог попасть в организм лошади. А тем временем неповоротливая машина трибунала FEI всё оттягивает и оттягивает дату слушания по этому делу.
Медлительность и проволочки со стороны FEI в подобных делах уже давно стали притчей во языцех. Впрочем, выступай Пэджет за Катар, Саудовскую Аравию или ОАЭ, его трибунал давно остался бы позади и порос быльем, ведь именно для всадников из этих стран у FEI всегда удивительным образом незамедлительно находится время.
Допинговые скелеты в шкафу FEI
Стоит припомнить саудовских конкуристов Халеда Аль-Эйда и Абдуллу Шарбатли. В феврале 2012 года в крови их лошадей обнаружили фенилбутазон и оксифенбутазон. Поскольку на трибунале FEI они не смогли доказать отсутствие умысла, каждого из них дисквалифицировали на восемь месяцев, что было в высшей степени великодушно, учитывая, что обычно в этом случае полагается отстранение на два года, и что у Шарбатли в прошлом уже были допинговые скандалы. Но еще "чудесатее" то, что в течение каких-нибудь трёх месяцев со времени выявления допинга в крови их лошадей, саудовские всадники успели предстать перед трибуналом FEI, подать на апелляцию в Спортивный арбитражный суд и добиться уменьшения срока дисквалификации до неслыханных двух месяцев, которые к тому времени уже успели истечь. В арбитражном суде их дело протащили в начало очереди, через головы других конников, ожидающих слушания, поскольку FEI отказалась в их случае настаивать на своем решении. К чему была такая спешка? Да потому что Халед Аль-Эйд уже получил, а Абдулле Шарбатли еще предстояло быстренько заработать, квалификацию на Олимпийские игры в Лондоне. Без этих всадников конкурная команда Саудовской Аравии попросту не набиралась. Как говорится, cui bono? Ищи, кому выгодно.
Но это цветочки по сравнению с тем, как FEI усердно закрывает глаза на поистине монструозный конфликт интересов, проистекающий из того, что шейх Мохаммед бин Рашид Аль Мактум, муж президента FEI принцессы Хайи, является одним из самых масштабных и закоснелых нарушителей антидопинговых правил. Допинговые скандалы в последнее время стали бичом конных пробегов, где арабские шейхи во главе с шейхом Мохаммедом правят бал. Шейх Мохаммед сам был дисквалифицирован в 2009 году за допинг, что не помешало ему в обход всех правил участвовать в пробеге, специально организованном, чтобы он, чего доброго, не заскучал в "изгнании". В дальнейшем шейх научился перекладывать ответственность за периодически обнаруживаемый в крови его лошадей допинг на тренеров и грумов. Не отстают и другие члены семейства Мактум: на их счету не менее 24-рех случаев допинга за последние несколько лет.
Пока же остается самим поступать, как велит совесть, просвещать спортсменов и тренеров о запрещенных препаратах, тестировать лошадей и ждать новую метлу, которая будет более эффективно и беспристрастно выметать конноспортивную светёлку, и в чьих устах название кампании "Чистый спорт" будет менее напоминать насмешку.
Оставить комментарий