Nomen est оmen. Традиции присвоения кличек лошадям европейских верховых пород
авт.: Алёна Стусенко
Практически в каждой породе лошадей бытуют собственные устоявшиеся традиции присвоения кличек. В некоторых племенных союзах они строго регламентированы и носят обязательный характер, в других являются всего лишь неписаными обычаями, от которых не возбраняется при желании отступать (хотя большинство заводчиков и владельцев все же предпочитают им следовать).
Клички лошадей украинской верховой породы принято начинать с той же буквы, с какой начинаются клички их матерей. Желательно также, чтобы внутри слова содержалась первая буква из клички отца. Например, известнейший выездковый Париж – сын Пахмы от Ириса. Следует, однако, заметить, что на сегодняшний день это имеет не более чем рекомендательный характер, поскольку ни в одном официальном источнике не задокументированы черным по белому требования к выбору клички.
Традиция использования первой буквы из клички матери не распространена практически нигде, кроме постсоветского пространства и отдельных стран Восточной Европы. Исключением является тракененская порода: независимо от страны происхождения, все тракены получают начальную букву клички "в наследство" от мам.
Остальные европейские студбуки в основном отдают предпочтение одному из трех популярных принципов присвоения кличек: в качестве начальной буквы используется первая литера из клички отца, начальная буква клички зависит от года рождения лошади (каждому календарному году соответствует определенная буква по алфавиту) или же кличка является, так сказать, "сочинением на вольную тему".
К первой группе принадлежат вестфальская, ганноверская, датская, шведская и британская полукровная породы, студбук зангершайде, а также, с некоторыми оговорками, голштинская и ольденбургская породы. В ганноверской породе особенно строгий патриархат – все начальные буквы кличек восходят к кличкам жеребцов-родоначальников линий. Поэтому если племенной допуск получает жеребец-производитель из породы с иной системой присвоения кличек, в его родословной находят прямого предка-основателя линии, и клички всех потомков такого инопородного жеребца должны начинаться с той же буквы, что и кличка выдающегося прародителя. К примеру, клички отпрысков голландского Джаза будут начинаться на букву "F" в честь Фуриозо хх, а потомство другого голландца, Нумеро Уно, получит клички, начинающиеся с "L" и восходящие к Ледикиллеру хх.
В шведской полукровной породе, как и в УВП, требования к присвоению кличек являются всего лишь обычаем, а не жестким правилом. Шведский студбук рекомендует заимствовать начальную букву из отцовской клички, и эта традиция чаще всего соблюдается.
В голштинской породе жеребчикам дают клички, начинающиеся с первой литеры кличек их отцов, а кобылок называют на букву, отвечающую их году рождения. Например, в 2015 году это будет латинская буква"H". Буквы "I" и "J" сгруппированы в один год, и какую из них выбрать – вопрос личного предпочтения заводчика. Не используются буквы "Q" и "X".
В ольденбургской породе кобылкам спортивного предназначения и всем жеребчикам начальная буква кличек достается от отцов, а кобылкам, предназначенным для разведения – от матерей.
В Европе к ценным производителям относятся с большим пиететом. Чтобы подчеркнуть происхождение лошади от выдающегося жеребца и намекнуть на преемственность поколений, при присвоении клички нередко заимствуется не только начальная буква, но и узнаваемая часть клички отца. Например, среди потомства блистательного Кор де ла Бриера встречаются лошади по кличке Кор де ла Флёр, Кор де Анжело, Кор де ла Шери, Кор де Амор и многие подобные. Очень охотно заимствуются "аристократические" приставки: дон (донна), фюрст, граф, сэр, лорд (леди). У них, обычно, двойное значение. Это и реверанс в сторону выдающегося родителя, носившего ту же приставку, и способ подчеркнуть, что лошадь вообще, и конкретный носитель клички в частности, – благородное животное. Среди отпрысков великого Доннерхалла, например, несть числа всевозможным "донам": Дон Шуфро, Дон Фредерико, Донна Доната, Донна Лаура, Дон Джованни и десятки других. Великолепный Фюрст Гайнрих, проживший трагически короткую жизнь, успел, тем не менее, оставить целую плеяду "фюрстов". Фюрст Грандиос, Фюрст Вильгельм, Фюрст Романсьер, Фюрст Фредерик – это лишь немногие из них.
Как уже упоминалось ранее, в некоторых студбуках заведено всех лошадей, родившихся в один год, называть на одну определенную букву. Этой системой присвоения кличек пользуются в таких породах как голландская и бельгийская полукровная, а также французский сель.
В голландской полукровной, например, клички жеребят 2015 года рождения будут начинаться на "K", в бельгийской породе на очереди буква "Р", а заводчикам французских селей предстоит подбирать клички, начинающиеся на "F".
Буквы следуют одна за другой в алфавитном порядке, но есть один нюанс. Для того чтобы раз в каждые несколько лет сотни заводчиков не рвали на себе волосы, отчаянно пытаясь изобрести массу кличек, начинающихся на нечто особо неудобоваримое, каждый студбук, применяющий алфавитную систему, имеет перечень отбрасываемых букв. В голландской породе, например, не используются "Q", "X" и "Y", в бельгийской – "X", "Y" и "Z", а французы отказались от "W", "X", "Y" и "Z".
В целом, в континентальной Европе прослеживается тенденция к стандартизации и шаблонности. Наблюдается консервативность в подборе кличек. Большинство из них – это просто звучные слова. Иногда имеющие конкретное значение, вроде Хартбрейкер ("Сердцеед"), Хиз Хайнесс ("Его Высочество") или Ландграф, а иногда представляющие собой вымышленный набор букв, например Контендро или Самбертино.
Совсем иначе дела обстоят в студбуках, родиной которых является островная часть Европы, а конкретней – Ирландия и Великобритания. В этих странах распространена совершенно особая культура присвоения кличек (за редким исключением студбуков, работающих по образцу своих континентальных аналогов). Привязки к определенной начальной букве не существует. Зато существует особое благоволение к играм слов, остроумным ассоциациям и каламбурам. А также наблюдается тяготение к "говорящим" кличкам, иногда даже рассказывающим целые истории – порой красивые, временами помпезные, иногда комичные, а подчас очаровательно эксцентричные, чудаковатые и сумасбродные.
Самая большая концентрация оригинальных, да и попросту странных кличек на счету у чистокровной верховой породы. Частично причина в том, что Жокей-клуб имеет самый длинный и строгий перечень запретов и ограничений относительно присвоения кличек. Например, воспрещено не только называть лошадь той же кличкой, что уже содержится в реестре, но и любой слишком похожей по звучанию. Поскольку в данный момент в британском студбуке находится 250 000 кличек, изобрести нечто совершенно уникальное уже само по себе является непростой задачей. Кроме того, нельзя давать лошадям имена ныне живущих людей без письменного разрешения последних, запрещены клички, которые можно счесть рекламой бренда или торговой марки, плюс существует еще приблизительно дюжина всяческих табу. Это вынуждает заводчиков и владельцев английских чистокровных лошадей быть в высшей степени креативными.
К примеру, так и хочется услышать подробности тех несомненно увлекательных происшествий, что подстрекнули кого-то назвать своих лошадей "Прекрати Душить Кота", "Товершенно Срезв", "О Нет Приближается Теща" или "Как Же Так Господин Судья". А однажды, по какому-то капризу судьбы, в одной скачке встретились лошади с кличками "Жена Ничего Не Знает" и "Жене Известно Всё". Бывают клички, специально направленные на то чтобы подшутить над комментаторами и поставить их в нелепое положение. Например, лошадь по кличке "Ха-Ха-Ха-Ха". Так и представляется серьезный дяденька в костюме и при галстуке, старательно артикулирующий в громкоговоритель четыре "ха".
В Ирландии и Британии, как и в континентальной Европе, любят подчеркивать в кличках происхождение лошадей, особенно если те являются отпрысками ценных производителей. Однако вместо прямого заимствования фрагмента из клички выдающегося родителя, там отдают предпочтение ассоциативным кличкам. Например, среди потомков жеребца по кличке "Бубновый Король", одного из наиболее легендарных родоначальников ирландской спортивной породы, встречаются лошади с кличками "Бубновый Валет", "Дама Бубен", "Козырная Дама", "Бубна Козырь" и множество других картежных производных. Особым шиком считается умение остроумно объединить отцовскую и материнскую клички. Взять хотя бы чистокровного верхового жеребца по кличке "Зардевшийся Жених". (Сам он, кстати, происходил от кобылы, звавшейся "Сбежавшая Невеста"; что ж, логично: если невеста сбегает из-под венца, жениху остается краснеть от стыда). Среди кличек его отпрысков встречаются интересные примеры ассоциативного мышления. К примеру, "Зардевшийся Жених"+"Танцовщица С Южных Морей" -->"Свадьба На Островах", или "Зардевшийся Жених" + "Встань В Позу" --> "Свадебная Фотография".
Во многих европейских странах допускается, чтобы кроме "паспортного имени" у спортивной лошади была так называемая шоу-кличка, сродни тому, как у человека может быть звучное сценическое имя или писательский псевдоним. Лошади чаще всего попадают к новым хозяевам уже имея задокументированную кличку. Если владелец посчитает ее слишком эксцентричной или пресной и безвкусной, он волен подобрать сугубо для спортивной карьеры своей лошади любую кличку, какую только его душа пожелает. Такая возможность наверняка обрадовала бы владельцев двух (!) лошадей УВП, зарегистрированных в племенной книге под кличкой Вибратор. Вероятно, не отказались бы от права свободного выбора турнирной клички и хозяева лошадей, официальные имена которых зловеще попахивают застенками средневековой инквизиции – Темница, Розга, Плаха, Эшафот. Пожалуй, ухватились бы за шанс несколько облагородить клички своих любимцев и владельцы лошадей с такими "очаровательными" и "благозвучными" кличками как Храп, Бронхит, Брага, Трахея, Хлорка, Шуба. Все вышеперечисленные клички сошли со страниц государственной племенной книги УВП, где встречается еще масса им подобных. Это наводит на мысль, что отечественная традиция присвоения кличек (а ля "лишь-бы-впихнуть-все-полагающиеся-буквы"), пожалуй, не так уж хороша.
Каковы бы ни были традиции присвоения кличек в конкретной стране или отдельно взятом студбуке, главное помнить: nomen est omen. Или же, в свободной интерпретации одного мультипликационного капитана, как вы яхту назовете, так она и поплывет. Побольше кличек, творческих, хороших и разных!
Оставить комментарий