Война. Реабилитация. Иппотерапия
авт: А. Ильинская
Прожив мирных двадцать три года в независимом государстве мы, к сожалению, узнали, что такое война и какие губительные последствия она несёт. Огромное количество выживших солдат возвращается домой с увечьями и серьёзными психическими травмами. И если госпитали Украины в целом справляются, то людям с поствоенными стрессовыми расстройствами страна не готова предоставить должную поддержку. Именно поэтому уместно будет поделиться опытом высокоразвитых стран, которые периодически участвуют в вооружённых конфликтах и предлагают бойцам огромный спектр терапевтических услуг, как на государственном уровне, так и по личной инициативе отдельных граждан.
Для солдата, принимавшего участие в боевых действиях, война несёт не эпизодический характер, она надолго или навсегда меняет качество его жизни. Инвалидность, которая часто влечёт за собой безработицу, депрессию и потерю мотивации. Или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), тяжелое психическое расстройство с разнообразной симптоматикой, пагубно сказывающееся на жизнедеятельности и работоспособности военного. А часто и то, и другое. 20% всех воевавших в Афганистане и Ираке страдают посттравматическим расстройством разной степени. В тяжелых формах и при отсутствии подходящего лечения оно нередко приводит к суициду. За 2012 год 6500 солдат в США покончили жизнь самоубийством.
«До службы на войне ты понимаешь, кто ты и для чего ты живёшь. Переступив порог дома, обняв жену и ребёнка, ты должен бы вернуться в прежнюю жизнь, но продолжаешь жить войной и чувствовать одиночество. Ночные кошмары, бессонница, непереносимость громких звуков, агрессия, потеря цели в жизни, мысли о суициде… Война не остаётся там, откуда ты вернулся, она приходит с тобой домой». Тот, кто побывал на войне и прошёл процесс реабилитации, знает, какой это тяжёлый путь.
В США, Великобритании и других странах работает целая система учреждений, государственных и частных, которые занимаются реабилитацией солдат. Телесные повреждения лечатся в военных госпиталях, а для успешного преодоления психического расстройства медикаментозного лечения, как правило, недостаточно. В комплексе с транквилизаторами и другими препаратами, солдатам предлагается альтернативная терапия, которая, кстати, нередко самостоятельно справляется с проблемой. Под альтернативной терапией, как правило, подразумевается социализация и адаптация к нормальной жизни в процессе развлекательных мероприятий, тематики которых самые разнообразные: рисование, лепка, приключенческие квесты, лыжный спорт, гольф, иппотерапия и многие другие.
В Америке жизнью военного занимается второе по величине федеральное министерство - по делам ветеранов США. При министерстве функционируют специализированные военные госпитали, тридцать из которых сотрудничают с конными фермами и предлагают программы иппотерапии под названием "Horses for Heroes". Все клубы, которые занимаются бесплатной терапией для солдат – некоммерческие организации, получающие льготы от государства и существующие за счёт благотворительных взносов. К примеру, в Великобритании крупнейший благотворительный фонд на сегодняшний день выделил грант в размере 745 тысяч фунтов ферме HorseBackUK на развитие инфраструктуры и текущие расходы. Конных баз, которые занимаются терапией, достаточно много в Британии, еще больше – в США. Их владельцы, как правило, - обычные люди, неравнодушные к судьбе военных.
При каждом клубе работает терапевт-специалист от медицинского центра и инструктор, имеющий лицензию на занятия иппотерапией с военными. Программы отличаются продолжительностью и характером занятий. Как правило, они подбираются индивидуально к каждому, в зависимости от типа инвалидности, формы психического расстройства и общего состояния. Не все, но многие клубы используют для терапии вестерн. Лошади, выезженные в стиле вестерн, значительно проще контролируются всадником и не требуют активного использования шенкеля или повода. Под всадников с ампутированными конечностями часто подгоняют амуницию таким образом, чтоб они чувствовали себя на лошади безопасно и комфортно.
Джо Гримард, ветеран ВМС, а ныне терапевт: «Основа иппотерапии для ветеранов – это полная концентрация на животном. Вы не думаете ни о себе, ни о своих проблемах. Всё, что необходимо нам дать солдатам – это расслабление и позитивные эмоции. Практически все ребята, которые к нам приходят, страдают от панических атак, приступов тревоги. Они все живут с травматическими воспоминаниями, а мы им даём возможность открыть для себя новый спокойный мир, а вместе с ним – заполнить сознание приятными мыслями. Когда ребята к нам приезжают, мы не говорим о терапии – мы говорим об удовольствии. Не обязательно каждый «сеанс» ездить верхом. Можно просто общаться с лошадьми, можно сидеть возле конюшни и разговаривать с людьми, можно гулять по территории, дышать свежим воздухом. Одна верховая езда не имела бы должного эффекта, должен быть комплексный подход. У нас очень общительный и дружелюбный коллектив, и некоторые из солдат, по истечению времени признаются, что если бы не это общение и не животные, они бы не пришли в себя.
Лошади – удивительные животные и отличные терапевты. Они отвлекают, расслабляют и учат доверять. То, без чего солдат не вернётся к нормальной жизни. А мы в процессе реабилитации наблюдаем, как улучшается самооценка людей и возвращается их уверенность в себе. И в конце мы видим, как они становятся теми, кем были до войны».
Очень часто инструкторами по работе с ветеранами становятся сами ветераны, которые успешно излечились от поствоенных недугов. «Нелегко уговорить воевавшего солдата, особенно мужчину, начать общаться с лошадьми. Кто-то замыкается в себе и пытается решать свои проблемы, сидя дома или на работе, что не всегда легко. Кто-то попросту боится лошадей. Но когда сам прошёл этот путь, причём прошёл значительно быстрее и эффективнее благодаря лошадям, проще объяснить это товарищам. И, как правило, те, кто приходят, находят здесь себя. Это обязанность каждого из нас – помочь солдату вернуться к нормальной жизни, помня о том, что ему довелось пережить».
Оставить комментарий